?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Я думаю, все читали хоть что-нибудь о Наталье Пушкиной и Дантесе. Но речь сейчас не о них. Просто достали уже упоминания о прекрасном белом мундире кавалергарда Дантеса, который был ему, лапушке, так к лицу. Впрочем, я не сомневаюсь, что белый кавалергардский мундир действительно очень шёл Жоржу Дантесу, вот только, не блистал он в этом мундире на великосветских балах. По той простой причине, что кавалергарды той эпохи - а, возможно, и всего 19 века - надевали на балы и разные светские вечера специальные вицмундиры, являющиеся парадно-выходной формой. В Кавалергардском лейб-гвардии полку вицмундир был красным, воротник и обшлага - чёрного бархата с серебряными петлицами, которые также были вышиты на рукавах и фалдах. Вот он, родименький, на мужчинке справа:

 

Под найденной в интернете картинкой не было никакой подписи. Но для меня это не суть важно, потому что картинка лишь демонстрирует данный факт. А вот картинка, попавшаяся мне где-то полгода назад, из статьи про форму 1812 года:



1. Генерал тяжелой кавалерии.
2. Старший (генеральский) адъютант, штаб-офицер Малороссийского кирасирского полка.
3. Обер-офицер Лейб-гвардии Кавалергардского полка в красном вицмундире (при бальной форме)
4. Обер-офицер Лейб-кирасирского Ее Величества полка в вицмундире.
5. Штаб-офицер Лейб-гвардии Конного полка в темно-зеленом вицмундире.


Наткнувшись на эту картинку, я пришла в лёгкий шок. Как это так - не белый? А "Война и мир" и другие исторические фильмы? Даже у Лотмана в комментариях к "Евгению Онегину" упоминается только белый мундир кавалергарда. Начала искать информацию - фигушки! Потом каким-то окольным путём вышла на давний пост одного умного человека, где разносили экранизации "Войны и мира", и окончательно уверилась, что бальный мундир кавалергарда был действительно красным. Точнее не мундир, а вицмундир... слово-то какое казённое, боже мой! Раньше я была уверена, что вицмундиры носили только гражданские, ан нет, и военные тоже - вне строя. У кавалергардов и конногвардейцев были красные вицмундиры, а вот у кирасиров - белые. Но это парадные, а ещё были повседневные, обычно тёмно-зелёные. Впрочем, эта тема настолько сложна и запутана, что сам чёрт ногу сломит.

Что меня больше всего возмущает? А то, что все кому не лень так и норовят запутать бедного писателя исторических романов. У меня, правда, жанр любовный, но, как говорится, мелочь, а неприятно. Про неискушённого зрителя вообще молчу. Видимо, создатели фильмов считают, что такая ерунда, как офицерская форма, их вообще не должна волновать.

- Мундир на вас, я вижу, Павлоградский?
Нет, фигушки, он Сумского полка!

Так что Жорж Дантес должен был щеголять на светских приёмах в красном вицмундирчике. А в белом парадном мундире - на манёврах и парадах.

Что же до Андрея Болконского, то... тот самый легендарный белый мундир, в котором он танцует с Наташей, вообще условен, и к исторической военной униформе не имеет никакого отношения. Просто Толстому захотелось, чтобы его герой был в белом мундире. А создатели экранизаций... Нет, молчу, это надо отдельный пост писать!)

Да! И никакими шпорами кавалергарды не гремели! Ибо никто бы их не пустил на великосветский бал в сапогах. Это Пушкин ввернул для красного словца, а, может, для рифмы. И не только Пушкин, но и мой любимый Владимир Соллогуб... М-да, понаписали, понимаешь ли, а бедным консультантам по историческому костюму теперь разбирайся, чтобы не путать заразу-зрителя:))) 

Комментарии

( 77 комментариев — Оставить комментарий )
eliseeva_e
23 апр, 2010 19:58 (UTC)
интересно, получается не только 20-21в грешит историческими ошибками, но и в 19в не шибко усердствовали точностью
sviridenkova
23 апр, 2010 20:20 (UTC)
Получается, что так:) Но, мне кажется, тут дело не в неточностях. Просто писатели упоминали о вещах, которые всем хорошо известны, соответственно, никого нельзя было ввести в заблуждение. То есть, из-за того, что Пушкин ввернул фразу "кавалергарды шпорами гремели", никто из его современников не мог сделать вывод, что на балах можно появляться в сапогах - они же прекрасно знали, что нельзя:))
Я пыталась найти описания гвардейской офицерской формы по мемуарам - бесполезно! Пишут, что, мол, "мундир такого-то полка был ему невероятно к лицу", а как этот самый мундир выглядел, не пишут. А зачем писать, когда люди своего круга и так всё знают и наглядно представляют? Мы же, когда говорим "мерседес" или "ауди", не описываем, как детально выглядит машина данной марки, потому что все и так это знают:))
(без темы) - eliseeva_e - 23 апр, 2010 20:55 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sviridenkova - 23 апр, 2010 21:03 (UTC) - Развернуть
lana_1909
23 апр, 2010 20:29 (UTC)
Ну вот, Оля, еще один миф развенчала. :)
А вообще, конечно, очень интересно. Это для меня глвые знания.
Ведь всегда принимала на веру.
sviridenkova
23 апр, 2010 20:41 (UTC)
Я тоже всегда принимала на веру то, что показывается в книгах и фильмах, особенно серьёзных. Пишу без кавычек, потому что речь действительно идёт о серьёзных произведениях. Но часто оказывается, что и в них полно неточностей, а иной раз и откровенных профанаций. Увы и ах, как говорится:)
(без темы) - smolta - 23 апр, 2010 20:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sviridenkova - 23 апр, 2010 21:01 (UTC) - Развернуть
katish1812
23 апр, 2010 21:18 (UTC)
Конечно на балах в шпорах не танцевали, но были и танцевальные вечера, особенно в провинции, где военные могли "блестнуть", тем более было с кого боать пример.
У графа Жозефа де Местр - дипломата и писателя есть описание бала у французского посла в августе 1809 года: " Великий князь Константин Павлович танцевал с длинными шпорами, как подобает тактику. И вот, во время энергичной атаки (танца), случилось, что взяв Марью Антоновну (Нарышкину) под бока, он до того запутал свои шпоры в ее шлейф, что несмотря на самый отчаянный отпор, воюющие стороны (танцующая пара) пали вместе самым живописным образом на поле битвы." - в скобках мои пояснения.
Т.е. не только Пушкин упоминает шпоры на балах.
Были различия между балами и танцевальными вечерами. Так, например последний Российский придворный бал был в 1903 году, но были танцевальные вечера.
sviridenkova
23 апр, 2010 21:25 (UTC)
Вот, оказывается, всё-таки иной раз танцевали в сапогах:) Правда, как видно из рассказа, это могло быть чревато печальными последствиями:))
А не подскажете конкретнее, чем различаются балы и танцевальные вечера? Я читала про "семейные" балы, для узкого круга знакомых, где было не очень много приглашённых. На таких балах, вроде бы, танцы занимали только часть всего времени приёма.
(без темы) - katish1812 - 23 апр, 2010 21:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sviridenkova - 23 апр, 2010 21:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - katish1812 - 23 апр, 2010 22:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sviridenkova - 24 апр, 2010 06:04 (UTC) - Развернуть
katish1812
23 апр, 2010 21:26 (UTC)
Об экранизациях.
В экранизациях очень часто придерживаются не исторической достоверности, а сценической "смотрибельности". Читала, что при экранизации "Войны и Мира" Тихонова специально одели в белый мундир, т.к. он эффектней смотрелся.
Поэтому некоторые фильмы смотреть просто невозможно, зная особенности быта и костюма того времени. (особенно международная экранизация "Войны и мира", где Наташа Ростова чуть ли не в нижнем белье выбегает на улицу к карете встретить Пьера. Или некоторые экранизации Д.Остин. Ну не могу я смотреть как девицы бегают с распущенными волосами по улице. И это тогда, когда даже завязывать ленты шляпы на улице считалось неприличным. Про перчатки молчу.)
sviridenkova
23 апр, 2010 21:32 (UTC)
Re: Об экранизациях.
Да, для человека, знающего моды и быт эпохи, смотреть костюмные исторические фильмы тяжеловато. У меня иной раз тоже возникает досада и раздражение на создателей таких фильмов. А когда-то я смотрела их с тетрадкой и быстро и тщательно зарисовывала костюмы.
Белый мундир, без сомнения, эффектней смотрится. Да и у Толстого ведь белый, как тут можно было использовать другой цвет? Но можно было, конечно, сделать Болконского кирасиром лейб-гвардии Ея Величества полка, тогда бы костюм был в тему:))
lillyho
23 апр, 2010 22:08 (UTC)
Оленька, я вот тут подумала, что со шпорами может тоже быть, что и со шляпками. Все ж помнят про" кричали женщины "ура" и в воздух чепчики бросали". А смысла-то современные читатели и не знают. Бездумно цитируют, а ведь тут очень тонкий намёк на очень "толстые обстоятельства": замужние женщины тех лет обязательно ходили в чепцах и снимали их, толко когда ложились в постель... А не подбрасывали свои чепчики в воздух от просто радости созерцания кавалеров на лошадях... Такой простой фразой обозначался повальный адъюльтер среди провинициальных дам, с приходом на постой полка "гусар летучих"...
Может сия звонкая фраза у Пушкина тоже намекает на какие-то особенности моральных устоев общества того времени...
rappuncel
24 апр, 2010 03:55 (UTC)
оо.. простите, а откуда информация, что "замужние женщины тех лет обязательно ходили в чепцах и снимали их, толко когда ложились в постель"? и правильно ли я поняла, что Вы имеете а виду Пушкинское время, то есть первую треть 19 века?
(без темы) - sviridenkova - 24 апр, 2010 06:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rappuncel - 24 апр, 2010 07:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sviridenkova - 24 апр, 2010 08:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rappuncel - 24 апр, 2010 08:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sviridenkova - 24 апр, 2010 09:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rappuncel - 24 апр, 2010 07:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sviridenkova - 24 апр, 2010 08:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rappuncel - 24 апр, 2010 09:13 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sviridenkova - 24 апр, 2010 09:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lillyho - 24 апр, 2010 11:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rappuncel - 24 апр, 2010 12:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lillyho - 24 апр, 2010 13:58 (UTC) - Развернуть
(без темы) - rappuncel - 24 апр, 2010 15:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sviridenkova - 24 апр, 2010 13:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sviridenkova - 24 апр, 2010 06:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lillyho - 24 апр, 2010 11:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sviridenkova - 24 апр, 2010 13:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lillyho - 24 апр, 2010 14:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sviridenkova - 24 апр, 2010 14:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lillyho - 24 апр, 2010 15:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sviridenkova - 24 апр, 2010 18:08 (UTC) - Развернуть
coralloel
23 апр, 2010 22:21 (UTC)
Спасибо за экскурс!
Ах,как красиво смотрятся и выправка соответствующая.Было ведь время МУЖЧИН!!
А теперь????
sviridenkova
24 апр, 2010 06:31 (UTC)
Re: Спасибо за экскурс!
Да, в те времена мужчины выглядели настоящими "кавалерами", а не "мешками":)) И не только офицеры, но и штатские в элегантных сюртуках и фраках. Вообще, мода была такова, что и женщинам, и мужчинам волей-неволей приходилось за собой следить и не допускать появления избыточного веса, чтобы не выглядеть смешно и нелепо.
rappuncel
24 апр, 2010 04:14 (UTC)
а не подскажете, чья первая картина? и давний пост одного умного человека - не вот этот вот? http://magazines.russ.ru/voplit/2004/5/ci10.html

я просто не так давно интересовалась "Войной и миром" в качестве источника информации об эпохе и с прискорбием обнаружила, что Лев Николаич вводил много малины ради красного словца (например, раздавая фрейлинские вензеля Элен Курагиной, которая фрейлиной не является, и обряжая её в бриллианты, хотя девушка не замужем). Статья объясняет все художественным замыслом, но карты потомках, пытающимся разобраться в эпохе, Толстой спутал преизрядно)))
sviridenkova
24 апр, 2010 08:27 (UTC)
Пост не этот, но спасибо большое за полезную ссылку. Постараюсь отыскать тот пост и тоже дать Вам на него ссылку.
Насчёт Толстого всё верно - карты потомкам, увлекающимся эпохой "Войны и мира", он спутал изрядно:))
(без темы) - rappuncel - 24 апр, 2010 08:44 (UTC) - Развернуть
inna_kriksunova
24 апр, 2010 05:11 (UTC)
Оля, не стоит особо заморачиваться такой уж точностью, имхо.
Существует выражение: "Есть правда факта - и правда образа".
Вот если бы вы писали труд о форменной одежде военных 18-19 в. в., тогда другое дело. А в любовном романе главное - создать убедительный эмоциональный образ.
И потом, кто вправе будет судить? Ведь людей, которые могут ТОЧНО сказать, как оно было на самом деле, уже нет в живых. А все остальное - наросшие легенды.
sviridenkova
24 апр, 2010 08:24 (UTC)
Инна, всё верно. Главное - убедительный эмоциональный образ, а не детали. Если этого нет, никакая "историческая точность" не сделает книгу интересной.
И то правда, что людей, которые могут с доподлинной точностью сказать, как оно было на самом деле, уже нет в живых. В истории вообще много субъективного, особенно в том, что касается отношений между людьми, их мировосприятия и всего такого.
Кстати, я давно заметила, что многие из тех, кто считает себя знатоком какой-нибудь исторической эпохи, очень любят нападать на исторические художественные произведения. Им всё кажется, что написано не так, как надо:)
motorka_lara
24 апр, 2010 08:37 (UTC)
Первый рисунок очень понравился!
sviridenkova
24 апр, 2010 09:09 (UTC)
Да, рисунок очарователен!) Великосветский бал середины 20-х годов 19 века, судя по нарядам дам. Жалко, что художника не знаю.
(без темы) - mi_ta_pe - 15 мар, 2019 15:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sviridenkova - 16 мар, 2019 11:18 (UTC) - Развернуть
duchesselisa
24 апр, 2010 11:05 (UTC)
А жаль... белый так красив)
sviridenkova
24 апр, 2010 13:05 (UTC)
Мне тоже кажется, что белый вицмундир должен был смотреться гораздо эффектнее на балу. Но для этого надо было в гвардейские кирасиры идти. Хотя, с другой стороны, белый ужасно непрактичен:)
yassena
24 апр, 2010 16:54 (UTC)
С военной формой в литературе столько непоняток, а про своременный кинематограф даже и не стоит говорить :о(
sviridenkova
24 апр, 2010 18:29 (UTC)
Многие исторические фильмы - это вообще сплошная профанация:(( Вроде бы у киностудий и денег хватает, можно нанять хороших консультантов, но ничего такого не делается. Видимо, никто там не считает, что это нужно.
(без темы) - yassena - 24 апр, 2010 18:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sviridenkova - 24 апр, 2010 19:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yassena - 24 апр, 2010 19:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sviridenkova - 24 апр, 2010 19:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yassena - 24 апр, 2010 21:26 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sviridenkova - 25 апр, 2010 07:18 (UTC) - Развернуть
razlik55
24 апр, 2010 18:26 (UTC)
Оля, спасибо за замечательно интересный пост!
И иллюстрации хороши. Люблю узнавать что-то новое.До таких глубин не приходилось докапываться. Но теперь, благодаря Вам, знаю.
sviridenkova
24 апр, 2010 18:43 (UTC)
Очень рада, что Вам понравилось, Ирина!
Я люблю иной раз в таких вещах покопаться:) А офицерской формой занялась просто потому, что в моих русских любовно-исторических романах есть герои - блистательные гвардейские офицеры. Ну, и надо же их костюмчики описать:)) Но тема эта, конечно, тёмный лес, никакой систематизированной информации найти невозможно.
iva_vinny
25 апр, 2010 23:13 (UTC)
Да, я думаю, такой путаницы в романах много, сейчас живя в восточной стране, частенько вспоминаю, как в юности читала "Роксолану", как фильм уже сейчас стала смотреть, и бросила, и поняла, что все очень далеко от истины....ну очень далеко. А белое солнце пустыни? Тоже чистой воды выдумка, а ведь столько стереотипов из фильмов родились, и из романов..
sviridenkova
26 апр, 2010 08:33 (UTC)
Ирин, что самое интересное, путаницы хватает и в романах очень серьёзных писателей. Про фильмы лучше вообще помолчать:)) Хотя, казалось бы, в фильмах её должно быть меньше - всё-таки у кинематографистов есть деньги на профессиональных консультантов, и куча народа задействована. Но вот получается, как говорится, "через пень колоду":((
(без темы) - iva_vinny - 26 апр, 2010 12:37 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sviridenkova - 26 апр, 2010 15:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sviridenkova - 26 апр, 2010 08:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - iva_vinny - 26 апр, 2010 12:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sviridenkova - 26 апр, 2010 15:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - iva_vinny - 26 апр, 2010 15:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sviridenkova - 26 апр, 2010 15:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - iva_vinny - 26 апр, 2010 16:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sviridenkova - 26 апр, 2010 16:43 (UTC) - Развернуть
(без темы) - iva_vinny - 26 апр, 2010 16:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sviridenkova - 26 апр, 2010 16:54 (UTC) - Развернуть
( 77 комментариев — Оставить комментарий )

Календарь

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Рейтинг блогов
Разработано LiveJournal.com
Дизайн Taylor Savvy