Ольга Свириденкова (sviridenkova) wrote,
Ольга Свириденкова
sviridenkova

Categories:

Женская мода начала 1870-х

По случаю размещения в интернете нового романа решила рассказать немного о женской моде начала 1870-х.

Итак, действие романа "Мой бывший холоп" происходит в 1873 году. В это время женщины носили платья с пышными турнюрами…

Турню́р – приспособление в виде подушечки, которая подкладывалась дамами сзади под платье ниже талии для придания пышности фигуре. Также турнюр мог быть в виде сборчатой накладки, располагавшейся чуть ниже талии на заднем полотнище верхней части юбки, что формировало характерный силуэт с очень выпуклой нижней частью тела.

Турнюры пришли на смену кринолинам около 1870-го года и вышли из моды в 1889 году. За две десятка лет фасоны платьев с турнюрами много раз менялись. А вообще, в тот период женская мода менялась почти каждый год. Трудно представить, как небогатые дамы умудрялись ей следовать. Думаю, у них это просто не получалось, и выглядеть модницами могли только аристократки да жены и дочери нуворишей.


Огюст Толмуш. Синее платье, 1872 год

Первые платья с турнюрами были весьма объемными и имели слегка завышенную талию. К 1872 году талия опустилась на своё место, юбки стали чуть уже, и в целом силуэт платьев стал более чётким, аккуратным.

К сожалению, в художественных фильмах сложно увидеть наряды, сшитые по моде 1870-1874 годов. В многочисленных экранизациях «Анны Карениной» дамы одеты по моде 1875-1878 годов, когда турнюры стали более узкими. Видимо, такие платья проще изготавливать, а актрисам их легче носить.

Но вернёмся к началу 1870-х…

Как я написала выше, в те годы женщины носили платья с широкими, пышными турнюрами. Силуэт нарядов был плавным и невероятно женственным. Дневные платья имели гладкие, как правило, длинные рукава, слегка расширяющиеся книзу, и небольшой вырез, треугольный или квадратный.


Нарядное дневное платье, 1870-1873 годы


Дневные платья, 1874 год













Огюст Толмуш. Молодая женщина в голубом платье, первая половина 1870-х


Jan Frederik Pieter Portielje

Бальные платья имели глубокое декольте и небольшие рукавчики. Вечерние могли быть такого же фасона либо такими, как на модной гравюре внизу (справа), а также на одной из картин чуть ниже - визуально кажется, что одно платье (с полудлинными рукавами и квадратным декольте) надето поверх другого.


Бальное и вечернее платья, 1873 год


Вечерние или бальные платья, 1874 год





Фирс Журавлёв. Жена-модница, 1872 год


Mencia Antonio Garcia. The Musical Party, 1874 год


Микеле Гордиджани. Портрет неизвестной из семьи Берг, 1871 год

Для моды того периода характерно обилие драпировок, складок, оборок, рюшей, бантов, украшений в виде букетов цветов и цветочных гирлянд. Также было модно сочетание тканей разной фактуры в пределах одного наряда. Плотные ткани, такие как бархат и атлас, сочетались с легкими шелками, прозрачным газом, гипюром, кружевом, тюлем. Цветовые сочетания тоже были довольно смелыми.



В прохладную погоду надевали пелерины из плотных тканей, накидки, манто, полудлинные жакеты, укороченные пальто, повторяющие сзади форму турнюра.









Прически гармонировали с нарядами, были такими же женственными и пышными. Для их создания, естественно, использовались шиньоны (например, накладные косы). В моде были локоны самых разных видов (трубчатые, ленточные, стружкой) и изящные завитые челки. Бальные прически украшали шелковыми цветами, нитями жемчуга, перьями.

Шляпки было также принято украшать цветами, перьями, а еще – лентами, кружевами, небольшими вуалями с мушками. В 1870-е годы шляпы обычно подвязывали под подбородком лентами.





Charles Durand, 1873 год

Из украшений, помимо драгоценностей, большой популярностью пользовались бархотки – бархатные ленточки на шее, как правило, чёрного цвета. Они могли быть с золотым медальоном или камеей.

В детали мужской моды я углубляться не буду, поскольку не специалист по ней. Скажу только, что большинство мужчин носили тогда усы или бородки (а то и огромные бородищи))). И для дневного времени в моде были костюмы светлых тонов – бежевые, кофейные, светло-серые и даже белые. Естественно, щеголять в таких костюмах могли лишь те, кто сумел сохранить состояния после отмены крепостного права, да нувориши. В фильме «Жестокий романс» они как раз разгуливают в таких марких сюртуках и фраках. Действие фильма, судя по фасонам дамских нарядов, происходит в 1879 или 1880 году. Но, полагаю, что и в начале 1870-х мужчины одевались так же, потому что мужская мода не менялась столь быстро, как женская.


Джеймс Тиссо. Ссора, 1874-76 годы







А вот такими я представляла себе героев моего романа - Александру Бахметьеву и Сергея Сурина:))) Но, конечно, по характерам они не похожи на героев фильма "Мой ласковый и нежный зверь".

Tags: женские портреты 19 века, история костюма, картины, мода 1870-1890, модные гравюры, платья
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 47 comments