Ольга Свириденкова (sviridenkova) wrote,
Ольга Свириденкова
sviridenkova

Categories:

Свадебная мода 19 века

Уф! Наконец-то я закончила размещать на сайтах свой новый исторический роман "Мой бывший холоп": https://sviridenkova.livejournal.com/287545.html.

Вымоталась ужасно, но получившийся результат мне нравится. Кстати, в свободном доступе романа уже нет, он продаётся на сайте "леди вебнайс" и скоро появится в продаже на "Призрачных мирах".

По случаю завершения работы над романом я решила сделать пост о свадебной моде 19 века. Длинный текст - под катом (кому неохота читать, можно просто полюбоваться картинками). А самой первой размещаю модную гравюру с изображением свадебного наряда, в котором могла выходить замуж героиня моего романа.


Свадебное платье, 1875 год

Четыре основных вывода о свадебной моде 19 века:

1. Свадебные платья 19 – начала 20 века шили преимущественно закрытыми, с полудлинными или длинными рукавами. То есть это нарядные, но не бальные платья.

2. Какой-то особенной свадебной моды не существовало. Платье невесты шилось по моде того года, когда она выходила замуж, её прическа также не выбивалась из рамок модного силуэта.

3. На протяжении всего 19 века платья молоденьких невест могли быть как белыми, так и других нежных оттенков – в принципе, та же ситуация, что и в наше время.

4. Расхожее утверждение о том, что английская королева Виктория кардинально изменила свадебную моду, притянуто за уши. Виктория изменила лишь свадебную моду для королевских невест, одевшись в день свадьбы так, как могла одеться любая аристократка.

По первому пункту…

Если рассматривать картинки из модных журналов разных годов 19 века, нельзя не заметить, что свадебные платья были преимущественно закрытыми. Почему так?

Дело в том, что в день венчания было не принято давать свадебный бал. Его давали на другой день… или не давали вообще! А раз бала нет, то и бальные платья ни к чему.

Почему не давали бала в день свадьбы? Ну… Вероятно, считали неразумным пускаться в пляс после обильной еды и выпивки. К тому же венчались часто по вечерам. И какой тут бал? Пока все соберутся в церкви, пока пройдёт утомительная церемония венчания да пока все съедутся в дом, например, родителей невесты, выпьют за здоровье молодых, покушают… В общем, тут уже не до бала.

Из произведения Владимира Соллогуба "Неоконченные повести" (начало 1840-х).

"Вы помните Федора, который все ходил на почту и так усердно играл на скрипке. Он был в трауре и сидел повес я голову.
Мы обнялись как братья.
– Я приехал, – сказал он едва внятно, – я приехал звать тебя на бал.
– На бал? Меня... куда?..
– На свадебный бал, – продолжал он. – Вчера была свадьба моей сестры. Что ж делать? Я сам только что приехал. Правда, сестра умаливала, чтоб не было этого бала, да свекор и вся родня взбудоражились. "Свадьба, говорят, так и пир горой"…

"– Вы приехали вчера? – спросила она после короткого молчания.
– Вчера, часов в семь.
Она вздохнула и посмотрела на меня так, что я чуть-чуть с ума не сошел.
– Вчера в семь часов, – сказала она, – меня одевали к венцу"...

Ещё можно вспомнить "Анну Каренину", свадьбу Кити и Левина. Тоже венчались вечером, и родители Кити давали у себя дома свадебный ужин. После чего молодые уехали из Москвы, и до бала дело не дошло.

Однако это не значит, что абсолютно все венчались по вечерам и не давали балов в день венчания. Кто-то и утром венчался, и балы устраивал в довесок к банкету. Хозяин барин, как говорится. Так что бальные платья невесты иногда всё же надевали в церковь.

По второму пункту…

В принципе, тут пояснять нечего – всё видно по модным картинкам. Обратите внимание, как интересно (а то причудливо) укладывается фата в зависимости от формы причёски. Главное – и фату, и цветы (иногда – венок) приспосабливают к модному для определённого года варианту прически, а не прическу подстраивают под свадебный головной убор.

По третьему пункту…

Надо полагать, белый цвет в нарядах молодых невест всё-таки лидировал – как и сейчас. Но белый – не значит белоснежный. Активно использовались молочно-белые, кремовые оттенки – кому какой к лицу. Розовый, голубой или жемчужно-серый (как у Джейн Эйр) цвета выбирали реже.

Женщины, выходившие замуж не первый раз, как правило, выбирали цветные платья, часто – лиловых оттенков. В сиреневом платье полагалось быть и молоденькой девушке, если в семье был траур, а свадьбу по каким-то причинам не могли или не желали откладывать.

Интересно выглядит платье смоленской дворянки Марии Энгельгардт (1825 год). Я не раз любовалась им в нашем Историческом музее, оно - воистину прелесть! Это платье – бальное, и цветы на нём розовые, а не белые. Не встречала похожих свадебных платьев ни на картинах, ни на модных гравюрах 19 века.


Свадебное платье, 1827 год


Свадебное платье Марии Григорьевны Энгельгардт, 1825 год (хранится в Историческом музее Смоленска)


Свадебное платье, 1833 год (рукава короткие - бальный вариант)


Свадебное платье, начало 1830-х


Свадебное платье, 1834 год


Свадебное платье, 1837 год


Свадебное платье, 1843 год


Свадебное платье, около 1850-го года

Resize of 1875 год 2.jpg
Свадебное платье, 1871 год


Картина русского живописца Фирса Журавлёва "Перед венцом", 1874 год (бальное платье)

Resize of 1875 год 2.jpg
Свадебное платье, 1874 год

Resize of 1875 год 2.jpg
Свадебное платье, 1874 год


Свадебное платье, 1870-е


Свадебное платье, 1870-е


Свадебное платье из муарового шёлка, 1879 год, фотография


Свадебное платье из муарового шёлка, 1879 год (то самое, что на фото выше)


Свадебное платье, 1880 год


Свадебное платье, около 1880 года


Свадебное платье, 1882 год


Свадебное платье, около 1895 года


Свадебное платье, 1899 год
Tags: бидермейер, история костюма, картины, мода 1870-1890, модные гравюры, платья
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments