?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост



Недавно мне попалось на глаза такое интересное высказывание Иммануила Канта:

«Хитрость – образ мыслей очень ограниченных людей и очень отличается от ума, на который по внешности походит».

И я тут же вспомнила, где ещё встречала нечто подобное. В романе И.А.Гончарова «Обрыв», который читала пару месяцев назад. Размышляет главный герой произведения Борис Райский:

«Да умна ли она? Ведь у нас часто за ум, особенно у женщин, считают одну только, донельзя изощрённую низшую его степень – хитрость, и женщины даже кичатся, что владеют этим тонким орудием, этим умом кошки, лисы, даже некоторых насекомых!..
Этот умок позволяет с успехом пробавляться в обиходной жизни, делать мелкие делишки, прятать грешки и т. д. Но когда женщинам возвратят их права – эта тонкость, полезная в мелочах и почти всегда вредная в крупных, важных делах, уступит место прямой человеческой силе – уму».


И вот я думаю: а не потому ли у нас в России (и не только) все так плохо, что к власти самых разных уровней приходят люди, обладающие той самой хитростью, очень отличающейся от ума? На «мелкие делишки» в виде запудривания мозгов ее хватает, а вот на «крупные, важные дела» – увы и ах! Вот и результаты налицо.
При этом ещё один важный момент. Те, кто дорвался до власти хитростью, вряд ли пропустят туда людей, обладающих умом. А хитрые сами пролезут… Не знаю, было ли так во времена Канта и Гончарова, но почему-то не покидает ощущение, что сегодня всё именно так. И всё это мерзко, но…

А что по этому поводу думаете вы, дорогие друзья?
И еще: приходилось ли вам страдать от недостатка собственной хитрости? (Не путать со здравым смыслом!) Или от хитрых проделок людей, не отличающихся подлинным умом?

Комментарии

( 34 комментария — Оставить комментарий )
eronina
19 окт, 2009 08:10 (UTC)
Решила идти от обратного. Как я отношусь к умным людям и как к хитрым? И есть ли среди умных, которых я очень уважаю, хитрые? И все сразу встало на свои места.
Ум и хитрость -не синонимы. Хитрость -не добродетель.

sviridenkova
19 окт, 2009 09:35 (UTC)
Полностью с Вами согласна. Ум и хитрость - это совсем не одно и то же. Жаль только, что в наше время многие люди (если не сказать - подавляющее большинство) эти понятия отождествляют. Но, слава Богу, не все:)
inna_kriksunova
19 окт, 2009 08:23 (UTC)
Великолепное высказывание Бориса Райского, прямо в точку!

Хитрые люди преуспевают в жизни, потому что чаще всего вся их хитрость направлена на получение собственной выгоды. В этом они непревзойденные мастера, они замечают малейшую возможность получить выгоду и сразу же пролезают в появившуюся щель.
Но вот о высоком с ними не поговоришь - сразу вся их ограниченность вылезает :))
В общем, для достижения житейского благополучия хитрость, конечно, ценное качество. А по большому счету - она мелкая...
Мне лично не очень-то приходилось страдать от чужой хитрости. В результате жизненного опыта научилась видеть ее приметы и происки и пресекать их в зародыше :)))
sviridenkova
19 окт, 2009 09:43 (UTC)
"Но вот о высоком с ними не поговоришь - сразу вся их ограниченность вылезает"... Ох, вы не представляете, сколько этой ограниченности я заметила, когда работала журналистом и мы делали платные интервью с местными народными избранниками! Больше всего удивляло, что при этом у них, как правило, имелось 1 - 2 высших образования:)
А уметь распознавать в людях хитрость и лукавство - это очень хорошо. Я тоже этому мало-мальски научилась в последние годы, жаль только, что смолоду не умела.
famova
19 окт, 2009 10:18 (UTC)
есть еще один подраздел хитрости - "хитропопость", прошу пардону за народное. Это такой самый негуманный вариант всепроникающей хитрости, когда человек ступить шагу без нее не может.
Вот в ней совсем ума нет. А в самой хитрости хотя бы сообразительность есть - уже хорошо. Но хитрых людей не люблю, их вообще мало кто любит, чувство опасности включается.
sviridenkova
19 окт, 2009 10:35 (UTC)
Да, есть такие люди, которые без хитрости, что называется, шагу ступить не могут, хитрят-мудрят даже там, где без этого вполне можно обойтись. Подозреваю, что им с раннего детства вдалбливали в головы, что нужно быть похитрее, вот и отложилось на всю оставшуюся жизнь:)
asanat
19 окт, 2009 11:36 (UTC)
Были у меня две такие подружки. Причем одна постоянно твердила, как хорошо быть хитрой. Какие они хитрецы умные. Последним сама не отличалась, но хитростью пользовалась умно. Парадокс.
sviridenkova
19 окт, 2009 12:44 (UTC)
Я давно заметила, что все хитрецы считают себя большими умниками. А критиковать их интеллектуальный уровень или, например, эрудицию, рискованно даже в очень деликатной форме - не простят:)
starcheko
19 окт, 2009 13:17 (UTC)
Я несколько раз в жизни убеждался, что хитрость это такой заменитель ума для тупых. То есть ум, но по другому. Я человек живущий без хитростей, поэтому мне это неприятно с такими дело иметь.
sviridenkova
19 окт, 2009 13:30 (UTC)
И мне ужасно неприятно иметь дела с хитрецами. Но их так много повсюду, что хочешь - не хочешь, а порой приходится общаться. Кстати, я заметила, что лукавые хитрецы и вообще пройдохи всякого рода часто тянуться как раз к тем, кто сам не обладает этими "полезными" качествами. И не только из тех соображений, чтобы облапошить или пользоваться, а просто... наверное, просто потому. что им самим не очень-то приятно иметь дела с себе подобными:)
yassena
19 окт, 2009 13:24 (UTC)
Не люблю хитрых, стараюсь свести общение с ними к минимуму.
sviridenkova
19 окт, 2009 13:33 (UTC)
Я тоже:) Хотя это далеко не всегда получается. Боюсь, что здесь сказывается излишнее стремление никого не обидеть... хотя сколько раз оно меня уже подводило!
(без темы) - yassena - 19 окт, 2009 13:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sviridenkova - 19 окт, 2009 14:09 (UTC) - Развернуть
(без темы) - yassena - 19 окт, 2009 15:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sviridenkova - 19 окт, 2009 15:21 (UTC) - Развернуть
elchka
19 окт, 2009 14:58 (UTC)
Хитрость она в основном, как печатание не подкрепленной ничем валюты, сначала вроде все проходит и удается вылезти и чего-то добиться, но потом обман раскроется и ждет глубокое разочарование и пустота,им приходится все время варьировать, чтобы не попасться на очередном обмане, а умных может и бьют чаще, но на ногах они стоят гораздо тверже, стоит только рассказ "Мишкина каша" вспомнить, тайное становится явным, это не совсем по теме, но все равно...
sviridenkova
19 окт, 2009 15:18 (UTC)
Да, наверное, так и должно быть. Но что-то у нас даже в масштабах страны как-то слишком долго многие выезжают на хитрости. Вот и наша хитрая власть довела страну до кризиса...
galina_vr
19 окт, 2009 19:05 (UTC)
Пожалуй, не стоит на хитрых обижаться, поскольку хитрость им служит подпоркой в жизни в отсутствии ума. Помню, еще в институте такие были: там спишет, тут чужим конспектом воспользуется, еще что-то. От этого хитрость их нарабатывалась и далее в карьере использовалась. (Впрочем, среди таких студентов были и умные разгильдяи, но речь сейчас не о них).
sviridenkova
19 окт, 2009 19:15 (UTC)
Прочитала Ваш комментарий, и мне сразу вспомнились мои однокурсники. Многие из них - так называемые "целевики" - еле-еле сдали вступительные экзамены на "троечку" и впоследствии совершенно не тянули институтскую программу, по той простой причине, что это был не их уровень. Но, тем не менее, большая часть из них благополучно дожила до получения диплома:))
Конечно, на "безвредных" хитрецов не стоит обижаться!
(без темы) - galina_vr - 19 окт, 2009 19:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sviridenkova - 19 окт, 2009 20:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - galina_vr - 19 окт, 2009 20:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sviridenkova - 19 окт, 2009 20:59 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - galina_vr - 4 июл, 2013 18:34 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - galina_vr - 5 июл, 2013 08:17 (UTC) - Развернуть
rashid1
20 окт, 2009 04:44 (UTC)
Мысль или фраза похожая даже на 99% на правду - всё равно ложь. Правдиво лгут сейчас все без исключения. К сожалению говорят кристальную правду лишь люди блаженные, за это их и жалеют люди "нормальные".
sviridenkova
20 окт, 2009 10:38 (UTC)
Так ведь и ложь тоже бывает разной. Самое страшное - когда она направлена на явное объегоривание ближнего, а с остальным еще можно кое-как примириться:).
А что людей правдивых называют блаженными, это очень и очень огорчительно. Так сказать, одна из примет нашего мерзкого времени.
alexeydubinin
20 окт, 2009 10:37 (UTC)
глубокая мысль. согласен с Вами. каждый считает себя хитрым в той или иной мере, и вроде никто не считает это своим недостатком. Да так любимая всеми халява - это в первую очередь способность схитрить в сложной ситуации
sviridenkova
20 окт, 2009 10:40 (UTC)
"Никто не считает это своим недостатком"... Я бы сказала, даже больше - достоинством. А недостатком - это, скорее, у других:))
gulchatay_13
21 окт, 2009 12:41 (UTC)
Так интересно и пост и комменты. Уже второй мимо прохожу, просто нет времени вдумываться, а хочется вдумчиво. Пожалуй, распечатаю, в транспорте почитаю. А "Обрыв" один из моих любимых романов.
sviridenkova
21 окт, 2009 12:54 (UTC)
Я за полтора месяца, что веду ЖЖ, столько всего интересного здесь нашла! Но, к сожалению, внимательно читать и обдумывать все это времени тоже не хватает. Тем более что муж работает на дому и у нас только один нормальный компьютер:)
А "Обрыв" тоже очень люблю. Я его читала, когда в институте училась, но за столько лет многое подзабылось, так что при повторном чтении я эту книгу без преувеличения открыла для себя заново. И еще недавно в первый раз прочитала "Обыкновенную историю" Гончарова, тоже безумно понравилось. Это его раннее произведение, но он потом столько раз его дорабатывал, что просто довел до совершенства. И очень легко читается, в отличие от других романов Гончарова.
lesnaja_mavka
24 дек, 2012 02:31 (UTC)
Хитрость Vs Ум
Постоянно страдаю от недостатка хитрости. Хитрость при явном отсутсвии ума, что встречается довольно часто - очень раздражает. А вот страдать из-за недостатка хитрости, не уверена что так уж это и верно, надо что-то с этим делать. Не это ли называется мудростью, когда человек достаточно умный и достаточно хитрый?
sviridenkova
24 дек, 2012 20:14 (UTC)
Re: Хитрость Vs Ум
Наверное, это и есть мудрость, да.
Я сама всю жизнь страдала от недостатка хитрости:) Но, конечно, гораздо приятней общаться с теми, у кого нет хитрости, тем с теми, у кого есть одна только хитрость без ума:))
( 34 комментария — Оставить комментарий )

Календарь

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Рейтинг блогов
Разработано LiveJournal.com
Дизайн Taylor Savvy