Ольга Свириденкова (sviridenkova) wrote,
Ольга Свириденкова
sviridenkova

Categories:

Мода раннего бидермейера. Переход от высокой талии к естественной

Оригинал записи находится по адресу: blog4woman.ru/2011/01/19/bidermaer.html

В истории женского костюма 19 века меня всегда очень интересовал такой вопрос: когда именно произошёл переход от платьев с высокой талией к платьям с естественной талией?
Авторы книг по истории костюма почему-то упорно обходят момент с точными датами стороной и выдают примерно следующую фразу: "талия постепенно понижалась и к середине 20-х годов 19 века наконец прочно утвердилась на своём естественном месте"...

А между тем, понижение линии талии происходило в два конкретных этапа. Сначала она переместилась на место, находящееся посередине между местом "под грудью" и естественным местом талии. Произошло это изменение в 1822 или 1823 году. Скорее всего, в 1822-ом, если судить по модным гравюрам. По портретам не всегда можно сделать точные выводы, потому что дамы ведь могли позировать и в прошлогодних платьях. Но вот портрет 1823 года, где прекрасно видны все особенности данного модного силуэта:


Йозеф Штилер, Amalie Auguste, Princess of Bavaria and Queen of Saxony, 1823

Итак, в 1822 году талия женских нарядов немного сместилась вниз. Однако на новом месте она задержалась недолго, и около 1825 года переместилась на своё естественное место. Почему второе понижение линии талии произошло так быстро? Мне кажется, причина в том, что дамы не очень комфортно чувствовали себя в платьях с талией на рёбрах, и модельеры поспешили пойти им навстречу. Хотя платья 1822 - 1825 годов выглядели прелестно, если судить по гравюрам и портретам.

Гравюры 1822 года:






Гравюры 1823 года:








Гравюра 1824 года:




А теперь портреты:


Йозеф Томинц. Портрет графини Цецилии Аверсберг, около 1823 года. Из книги М.Н. Мерцаловой "Костюм разных времён и народов" к данному портрету: "платье по моде начала 20-х годов из белого шёлка в горохи, отделанное в "готическом вкусе". Лиф платья, а также "фонарики" рукавов украшены аппликацией в виде шёлковых жгутов, напоминающих мотивы готического орнамента. Овальное декольте отделано шёлковым кружевом - блондами, на голове - тюрбан с роскошным эгретом"...

На этом портрете 1822 года уже отчётливо видно, что талия сместилась вниз:


Портрет княгини Натальи Степановны Голицыной, ур.Апраксиной , 1822, А.П. Брюллов

Для сравнения портрет этой же дамы, сделанный годом ранее:


Голицына Наталья Степановна, урожд. графиня Апраксина, 1821


Christian Albrecht Jensen. Portrait of a Lady in Blue Dress,1824

На следующей картине, которую я нашла на непонятном западном сайте, указана дата написания: 1825-1830 гг. На я бы сказала, что наряд дамы типичен как раз для 1824 года. Ну, может быть, 1825, но никак не позже, судя по тому, что талия не совсем на естественном месте, а юбка и типичные для моды бидермейера рукава "жиго" не очень широки.


Joseph Kinson. Comtesse de MacMahon and Her Grandson Jules de Bessequier 1825-30

Платье из коллекции Эрмитажа, начало 20-х годов. Точный год не указан, но я бы отнесла его к 1824:



В заключении хочется отметить, что, конечно же, никакого резкого перехода от моды ампира к моде бидермейера не было, а происходило постепенное изменение силуэта женского костюма, в течение примерно 8 или 10 лет. И недаром историки моды выделили период под названием "мода реставрации" (1815-1820). На фотографии ниже - типичное дневное платье этого периода. Это не ампир, потому что для ампира три широких оборки на юбке и отделка лифа полосками, сходящимися к центру, были совершенно не характерны. Но это и не бидермейер, потому что талия находится высоко под грудью, как в платьях силуэта ампир.



Вообще, переход от моды ампира к моде бидермейера был достаточно долгим и плавным. Никаких "перескоков", просто каждые пару-тройку лет (а то и чаще) в костюме происходили те или иные изменения. И, наконец, наступила эпоха того самого "блистательного бидермейера"... Но об этом уже в следующем посте данной рубрики.
Tags: бидермейер, женские портреты 19 века, история костюма, платья
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments